Электромобили: история длиной в столетие

Электромобиль – авто, приводимое в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от батарей или аккумуляторов – находится сегодня на взлете популярности. Но не следует думать, что это происходит впервые, что электромобили – достояние последних десятилетий, ведь у истории предостаточно фактов, доказывающих обратное.

Известность и признание уже приходили к ним больше столетия назад, и если бы начальное развитие не прекратилось само по себе с наступлением эры двигателя внутреннего сгорания, то кто знает, возможно, к сегодняшнему дню электромобильные технологии продвинулись бы куда дальше, чем теперь.

Последним гвоздем в крышку, как тогда казалось, гроба послужило массовое производство дешевого бензина. Что ж, нефть, по большому счету, – ресурс отнюдь не возобновляемый, и исчерпывающиеся ее запасы заставляют человечество возвращаться туда, откуда все начиналось.

Нужно заметить, что в период зарождения электромобильной промышленности (пришедшийся на конец 19го – начало 20го веков) никому и в голову не приходило ценить в электрических экипажах экологичность. Вопросы влияния автотранспорта (тогда, впрочем, называвшегося еще «безлошадным экипажем») на окружающую среду и здоровье людей никого еще не волновали.

Другое дело – отсутствие шума, вибрации, гари и неизменного сильного запаха, присущего конкурентам – бензиновым автомобилям 1900х годов. Бесшумность и «чистоплотность» могла извинить даже медлительность первых электрических авто. Кроме того, водитель такого экипажа был избавлен от необходимости переключения передач, бывшего в те годы самой сложной частью вождения. То же касалось и запуска двигателя – мучиться с заводной (пусковой) рукояткой никому не хотелось.

Легкость управления давала возможность позиционировать электромобили как экипажи для женщин и пожилых людей (читатели, знакомые с таким замечательным произведением Рея Бредбери, как «Вино из одуванчиков», должны помнить двух старушек на зеленом электромобильчике, правда, уже 1928 года выпуска). А основные минусы – небольшая скорость и необходимость частой подзарядки – по-прежнему допускали использование авто в городе, где на небольших расстояниях были не столь уж существенными. Впрочем, ситуация с каждым годом потихоньку менялась к лучшему.

Вот только несколько примеров электрических экипажей, история которых насчитывает уже более 100 лет.

1891 Morrison (120 лет)


Созданный Уильямом Моррисоном в 1891м году, Morrison, по некоторым данным, стал первым электрическим экипажем в США. Оснащенный трамвайным двигателем Siemens мощностью в 4 лошадиных силы (1 л.с. = 736 Ватт) электромобиль был предназначен для перевозки 6-12 пассажиров. Предельная скорость достигала 20 миль в час (32 км/час), а батареи нужно было заряжать каждые 50 миль (80 км). Вероятно, это было первое наземное транспортное средство, управление которым осуществлялось с помошью руля через запатентованный механизм реечной передачи. Весила вся эта конструкция порядка двух тонн. За время своего существования компания Morrison Electric выпустила 11 подобных электромобилей.

1900 Riker (111 лет)


Громоздкий крытый экипаж, рассчитанный на четырех пассажиров, был выпущен на стыке столетий. Он мог похвастать электрическими боковыми лампами, колесами с деревянными спицами и переговорной трубкой, через которую пассажиры могли общаться с водителем. Окна в кабине были подъемными. «На борту» размещались 48 аккумуляторных элементов, возле каждого из задних колес располагалось по электродвигателю.

1901 Riker Torpedo (110 лет)


Эндрю Райкер, основатель Riker Electric Vehicles, создал Torpedo в 1901м году, и, оправдывая свое название, он оказался самой быстрой моделью на американских дорогах. Так, 16 ноября 1901 года в Кони-Айленде (Нью-Йорк) Torpedo проехал расстояние в милю за 63 секунды, т.е. двигался со скоростью более 57 миль в час. К слову, в том же году в штате Коннектикут был принят закон, ограничивающий скорость передвижения транспортных средств по городу до 12 миль в час, за городом же – до сумасшедших 15 миль в час. Это был первый подобный закон в США, касавшийся автомобильного транспорта.

Батарея Torpedo, позволявшая хранить и в полной мере использовать электроэнергию, была переделана из Эдисоновской динамо-машины. Электромоторы на зубчатой передаче также разрабатывались на основе работ Эдисона. Водить «гоночный электромобиль» могли только двое – водитель (навигатор, сидевший впереди) и техник.

Studebaker 1902 (109 лет)


Электромобили Studebakers начали выпускаться в 1902м году. Именно в этом году компания пяти братьев Студебекер, занимавшаяся изготовлением карет и повозок с 1852го года, занялась автомобильным бизнесом. Глава компании Джон М. Студбекер при этом предпочел, чтобы его продукция ездила на электричестве, а не на «воняющем до небес» бензине. В последующие годы компания производила автобусы, корпуса для электрических таксомоторов и автомобили самого разного вида.

1906 Krieger (105 лет)


Электромобиль, произведенный в Париже, предположительно принадлежал сенатору Джорджу П. Уэтмору из Род-Айленда. Экипаж был оснащен системой рекуперативного торможения, которая могла использоваться для зарядки батарей при спуске.

1909 Babcock (102 года)


Электромобиль Babcock оказался рекордсменом среди электрических транспортных средств. В октябре 1906го года New York Times сообщил о преодолении Ф. А. Бэбкоком-младшим расстояния в 100 миль на одном заряде электромобиля. Батареи на протяжении всего пути не заменялись (и, разумеется, не заряжались), а средняя скорость на отрезке Джерси-Сити – Филадельфия составляла 14-18 миль в час. Для справки, до того рекордное расстояние, покрытое на одном заряде, было более чем вполовину меньшим и равнялось 40 милям.

1909 Bailey (102 года)


Электрические Фаэтоны Bailey отличались необыкновенной надежностью и долговечностью. Так, один из них успешно преодолел четыре штата Новой Англии (США) в режиме ресурсного испытания, другой сумел взобраться на гору Вашингтон в штате Нью-Хэмпшир (высота пика которой составляет более 1 917 метров). Одно время Томас Эдисон использовал Bailey, названный Мод (Maude) для испытания недавно разработанных «аккумуляторных элементов Эдисона», бывших ничем иным, как никель-железными аккумуляторными батареями. S.R. Bailey & Company выпускали подобные фаэтоны вплоть до 1915 года, позиционируя их как внедорожники, способные при идеальных условиях покрывать до 100 миль на одном заряде.

В 1911 году New York Times писала о том, что электромобили на протяжении долгого времени считались «идеальными» благодаря тому, что были чище, тише и намного экономичнее бензиновых автомобилей. Сто лет спустя мы возвращаемся к той же мысли. Есть надежда, что на этот раз она останется актуальной намного дольше.

Источник

___________________________________________________________

Наши предки в начале выбрали правильное направление развития автомобилестроения, и я уверен, что заводы по производству таких автомобилей имели бы куда ниже показатели ПДВ чем, любое производственное предприятие сегодня.

Очень плохоПлохоНе плохоХорошоОтлично! (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...