Стандарты электромобилей: битва титанов!

Использование электромобилей становится более комфортным

Вряд ли кто то мог ожидать, что обыкновенная придорожная закусочная, расположенная на шоссе Interstate 5 может быть местом, где находится станция для зарядки электромобилей. Судите сами.

Место равноудалено от Сан-Франциско и от Лос-Анджелеса на 200 миль. Да и сам городок затерялся среди фермерских хозяйств Калифорнии. Популярность городка, да и придорожной закусочной необычайно возросла благодаря расположившейся здесь станции зарядки электромобилей.

Бензозаправочная станция внешне существенно отличается от строгого двухметрового блока станции, предназначенного для зарядки электромобилей Supercharger от Tesla Motors.

Я плавно подъезжаю на шикарном серебристом электромобиле Tesla Motors Model S ценой $85 000 к зарядному блоку и подключаю зарядное устройство. Получасовая зарядка аккумуляторной батареи позволит мне проехать очередные 150 миль. Мужчина, который заправляет свой внедорожник, с некоторой растерянностью спрашивает о стоимости зарядки. «Нисколько», — отвечаю я. Покачав головой, он возвращается во «вчерашний день» и готовится заплатить за заправку топливом трехзначную сумму. На пути из Сан-Франциско в Лос-Анджелес мне предстоит посетить еще одну станцию Supercharger. Еще некоторое время назад подобное путешествие было невозможно. 400 миль мне удалось преодолеть всего за шесть часов. Причем ни одна молекула выхлопных газов не вылетела из моей выхлопной трубы, хотя трубы собственно и нет. За топливо я не заплатил ни цента. Абсолютная экономия!

Суть месседжа Элона Маска, 41-летнего миллиардера, сооснователя компании Tesla Motors, состоит в том, что люди настроенные против электрокара постоянно сетуют на то, что электромобиль сковывает свободу передвижения. Из-за малого пробега приходится постоянно быть в напряжении. Элон Маск намерен снять все треволнения в наступающем году при помощи все возрастающей сети зарядных станций Supercharge, работа которых планируется с использованием солнечных батарей. По мнению миллиардера для того, чтобы продемонстрировать превосходство электромобилей перед бензиновыми автомобилями достаточно сделать зарядку электромобилей абсолютно бесплатной.

Использование электромобилей становится более комфортным

На другом конце света еще один 57-летний олигарх, чье состояние Forbes оценивает в $6,2 млрд, предлагает решить эту же проблему несколько иначе. Его детище — компания Better Place — это разветвленная сеть станций по обслуживанию водителей седанов Renault Fluence Z.E, которая расположена в Израиле и Дании. Суть предельно проста. Затратив несколько минут, роботы меняют разряженные батареи на полностью заряженные. Офер немногословен и категоричен. «Мне хочется, чтобы сеть разрослась как можно быстрее, и я бы хотел, чтобы она завоевала всю Европу», — говорит он.

И тот и другой бизнесмен привычно рискуют. Рынок электромобилей не является самым надежным. За текущий 2012 год в Америке будет реализовано порядка 30 000 машин Ford Focus, Chevrolet Volt и Nissan Leaf. Для сравнения Toyota оснащенная традиционной силовой установкой только в октябре продала 155 242 автомобиля. Однако электромобильный бизнес может стать конкурентоспособным. Для этого ему нужны промышленные стандарты. По сути, война между Better Place и Tesla Motors — это война за технологическую платформу, сродни тем войнам какие были между Betamax и VHC или HD DVD против Blu-ray. Но приз за победу баснословен. Его стоимость равна $1,6 трлн. Так оценивается весь автомобильный рынок.

Для победы в этой войне, как и в любой другой, все средства хороши. Здесь поговорка — победителей не судят — как нельзя кстати. Противники начинают заигрывать такого джокера, как Китай. Это вполне естественно. Китай обладает самым большим в мире автомобильным рынком. Причем, чтобы снизить зависимость от углеродных энергоресурсов, проявляется нешуточная заинтересованность в развитии именно электромобилей. По предварительным подсчетам к 2020 году в Китае будет около 6 млн. электромобилей. Причем этот парк будет расти в геометрической прогрессии. Однако на правительственном уровне в поднебесной еще не определились, кому отдать предпочтение. От этого решения практически зависит, кто станет победителем в битве за промышленный стандарт электрокаров. Однако китайцы традиционно не спешат с выбором. Израильский предприниматель Офер не один год провел среди партийных и промышленных лидеров этой страны, продвигая свой проект Better Place. По словам миллиардера, в Китае хотят еще немного поэкспериментировать, а затем принять решение. Восток, как известно, дело тонкое. Тем не менее, преимущество Офера на китайском рынке очевидно.

Использование электромобилей становится более комфортным

Но есть еще один джокер. Это Уоррен Баффетт. Холдинг Berkshire Hathaway, принадлежащий ему имеет 10% акций компании BYD, Этот китайский производитель выпускает электромобили с несменными батареями (стандарт Маска).

Офер в лице своего детища Better Place пробовал договорится с BYD и Berkshire о сотрудничестве, но получил отказ. Корпорация BYD выявила намерение экспортировать свои электромобили в Америку и на другие рынки сбыта. Здесь чувствуется присутствие Маска и его явное преимущество.

На американском рынке сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать заезженной фразой — замкнутый круг. Два обстоятельства, а именно, небольшое расстояние до подзарядки (75-80 миль) и относительно высокие цены тормозят рост продаж автомобилей. Из-за небольших продаж производители опасаются брать инвестиции, которые снизили бы цену и увеличили пробег электромобиля до подзарядки. В этом замкнутом круге можно оставаться бесконечно долго. Выход один — нужно его разорвать.

Несколько лет назад Шай Агасси, родоначальник описываемой здесь Better Place, захотел раз и навсегда разрешить эту проблему в масштабах всего земного шара. Ранее, работая в софтверной компании SAP, топ-менеджером, Агасси попытался использовать величину пробега также как сотовые операторы используют минуты. В качестве мерной величины он решил использовать километры. Таким образом, клиент мог купить электромобиль, однако собственником самого дорогого компонента автомобиля — батареи — оставался Better Place. Агасси в 2007 году вернулся в Израиль. Здесь на родине он начал искать партнеров и, поначалу, не воспринял Идана Офера как потенциального инвестора. Семья Офера сколотила состояние на нефти и химической промышленности. Никакого отношения к автомобильной промышленности, а тем более к электромобилям Офер не имел. Но модель, предложенная Агасси, зажгла дьявольский огонь наживы в душе Офера. Он какое-то время жил в Гонконге и знал про неуемную страсть представителей среднего класса Китая к авто. Однако желание ездить на личном автомобиле сдерживалось непомерным загрязнением воздуха и недостатком запасов нефти. Эти два фактора существенно влияют на автомобилестроение в регионе и сейчас. Израильский миллиардер решил, что развивающиеся экономики Китая и Индии как нельзя лучше подходят для производства автомобилей с электрической силовой установкой. Холдинг Israel Corp Офера за несколько месяцев до встречи с Агасси принял решение вложить более $200 млн в совместное с китайским производителем Chery Automobile предприятие, получившее название Qoros. Планировалось наладить производство высококачественного автомобиля с традиционной силовой установкой на экспорт. Однако планы миллиардера поменялись после встречи с Агасси. Теперь планировалось выпускать электромобиль со съемными аккумуляторами. Было решено увеличить инвестиции еще на $200 млн. Благодаря незаурядному таланту топ-менеджера, Агасси удалось привлечь порядка $750 млн, причем инвесторами стали Morgan Stanley, General Electric и HSBC.

В проекте приняли участие две по географическим меркам небольшие и зависимые от поставок нефти страны — Дания и Израиль. Это были первые рынки для компании Better Place. Только одна корпорация согласилась переделать аккумуляторный блок под стандарт Better Place. Это была корпорация Renault. Таким образом, потенциальным покупателям была предложена лишь одна модель. Выбора не было. Остальные производители отказались переделывать свои батареи под стандарт Better Place по разным причинам.

С января 2009 года топ-менеджеры Better Place да и сам Офер буквально вытоптали дорожку в Пекин, где проводили постоянные встречи, как с региональными партийными лидерами, так и со служащими госаппарата Китая. Офер действовал по принципу «вода камень точит», и на всех встречах старался тщательно выбирать выражения. В результате соглашений Better Place совместно с государственной компанией Beijing Automotive в 2010 году создал тестовый автомобиль со съемными аккумуляторами на базе Saab. Есть разработки по созданию прототипов с автоконцерном Chery. Но эти проекты практически так и остались на начальной стадии. Они не получили никакого развития. А китайский концерн BYD вообще отказался от сотрудничества с Better Place. Сам BYD нельзя отнести к гигантам автоиндустрии Китая. Основная компания BYD Co Ltd специализируется в производстве электроники, аккумуляторов и солнечных батарей. Топ-менеджер Better Place Дэн Коэн прямо сказал о том, что BYD намерен производить электромобили со стационарными аккумуляторами. Сам Офер отметил, что в середине 2010 года Better Place непосредственно обратилась к Уоррену Баффетту и его компании Berkshire Hathaway с просьбой о сотрудничестве, однако просьба осталась без ответа. Взамен Офер получил негласное благословение со стороны энергетических компаний Китая. Оно и понятно. Технология замены батарей Better Place поможет разгрузить внутренние электросети и обеспечит новый рынок, где доминирование Китая не будет вызывать никаких сомнений. Весной 2011 года, совместно с China Southern Power Grid, Better Place подписала договор, согласно которому в Гуанчжоу будет построена и запущена в эксплуатацию первая выставочная станция по замене аккумуляторов. Дополнительно был подписан договор, благодаря которому руководство Гуанчжоу брало на себя обязательство помогать Better Place в создании и развитии инфраструктуры для обслуживания электромобилей. Так же по этому договору предусматривалось стимулирование местных производителей автомобильной техники выпускать электромобили со сменными батареями. Были введены некоторые льготы по налогообложению.

Однако перспективы дальнейшего развития Better Place Офера мягко говоря не определено. С начала функционирования системы в двух небольших странах (Дания и Израиль) на ее обслуживание подписалось не более 1000 клиентов. Это, безусловно капля в море. Летом 2012 Госсовет Китая, главный руководящий орган поднебесной, в своем отчете отметил, что предпочтение будет отдаваться электромобилям со стационарными аккумуляторами, а не со сменными. Но осенью того же года один из исследовательских институтов, работающих на государственной основе, издал «белую книгу». В ней говорится о том, что использование технологии со съемными аккумуляторами более подходящая стратегия для Китая. Аналитик компании Lux Research Кевин Си считает, что правительство поднебесной все больше склоняется к обычной зарядке аккумуляторов электромобилей. Но аналитик предупреждает, что в Китае все меняется очень быстро и предугадать что-либо на 100%, не представляется возможным. Офер и его Better Place находятся на острие критики. Ведь потрачено уже $490 млн., а ощутимых результатов нет. Воз, как говорится, и ныне там.

Заряженный на успех Элон Маск более динамичен и креативен по сравнению с осторожным Офером. Он с долей сарказма заявляет, что именно ему принадлежит идея со сменными аккумуляторами, которую он с барского плеча уступил Агасси. Это вполне в духе Маска. Он утверждает, что перед созданием Better Place Шай Агасси посещал Tesla Motors. По словам Маска именно тогда обсуждалась тема с заменой батарей. Но пресс-секретарь Агасси опроверг это утверждение, заявив о том, что сама концепция была придумана самостоятельно.

Как бы то ни было, Tesla Motors сделала ставку на технологию Supercharger и, похоже, не прогадала. Преимущества неоспоримы. Полная зарядка осуществляется за 30 минут, а не за 6 часов при использовании стандартного зарядного устройства. В неделю Tesla производит до 200 электромобилей. Это дает фирме основание утверждать, что появилась возможность снизить цену станции Supercharger до $15 000. При этом директор компании Джефф Штробель утверждает, что Tesla не собирается просить поддержку у государства на триллионы долларов, а способна разрулить ситуацию с финансированием самостоятельно. Суть технологии Supercharger предельно проста. Преобразованная солнечная энергия с батарей поступает на сверхъемкий аккумулятор ( около 500 кВт/ч). Практически это многократно увеличенный прототип обычной автомобильной батареи. Он предназначен для временного хранения электроэнергии. На сегодняшний день именно наличие временного накопителя электроэнергии генерирует увеличение стоимости одной станции до $25 000. Однако Маск оптимистично утверждает, что солнечные батареи окупятся в течении нескольких лет. По словам Элтона его станции со временем будут продавать излишки электроэнергии энергетическим компаниям. Как отмечает миллиардер, место под солнцем для солнечных батарей будет арендоваться за незначительную сумму.

Tesla уже имеет шесть станций зарядки изготовленных по технологии Supercharger. Они расположены в Калифорнии. Для того чтобы осуществить путешествие на электромобиле с восточного побережья США на западное необходимо, по расчетам Teslа, приблизительно 100 зарядных станций по цене $25 млн. Директор фирмы Штробель планирует провести опрос среди владельцев автомобилей Tesla, по результатам которого можно будет оптимизировать расположение зарядных станций по основным направлениям перемещения клиентов. Вроде бы все выглядит превосходно, но креативный Маск частенько наталкивается на препятствия. Аналитик Кевин Си говорит о том, что трудно стать надежным автопроизводителем, а наличие собственных зарядных станций только добавляет проблем. Маск абсолютно игнорирует критику. Он делает заявления рекламного характера, согласно которым покупатели юга Калифорнии уже не могут ждать доставки электромобиля у себя дома, а сами приезжают за своими машинами на производство расположенное в Bay Area (на берегу залива Сан-Франциско). Отсюда, благодаря уже построенным зарядным станциям, счастливый обладатель электрокара без проблем может добраться домой, до Лос-Анджелеса. Следует отдать должное рекламной службе Tesla.

Использование электромобилей становится более комфортным

Говорить о том, что война закончилась победой Маска рано. Он ближе к победе по одной причине — ему удается более надежно контролировать ситуацию. Сейчас Tesla приступила к разработке более доступной модели по ценовому фактору. Ее стоимость будет равна половине стоимости базовой модели ($50 000 стоит базовая версия Model S). При хорошо поставленной стратегии развития, более дешевая модель позволит достичь критической массы пользователей, образно говоря достичь точки невозврата, пройдя которую технология Supercharger станет доминирующей на американском рынке. И удержать дальнейшее развитие модели будет невозможно. Произойдет цепная реакция завоевания мирового рынка.

У Оферта все намного сложнее. Чтобы составить хоть какую-нибудь конкуренцию Маску требуется помощь чиновников и внешних автопроизводителей. Любая станция замены аккумуляторов тянет на $500 000. При такой себестоимости возрастает риск банкротства для любых рынков, за исключением небольших островных стран или, наоборот, при наличии большого парка машин в современных мегаполисах. Но этого явно недостаточно. Пол Маскаренас, старший технический директор Ford не выражает оптимизма, высказываясь в отношении Better Place. По его словам это хорошая идея, но она не будет работать по одной основной причине: каждый производитель имеет свой аккумулятор. И у него нет необходимости его менять! Для поддержания идеи необходимо создать стандартный компонент для всех существующих аккумуляторов. Однако дело это хлопотное и вероятнее всего, сомнительное.

Israel Corp не унывает и в прошедшем месяце инвестировала в Better Place еще $67 млн. В обозримом будущем Better Place планирует вторгнуться на территорию Tesla. Намечается открытая война стандартов. Театр «военных» действий планируется в пригородах Сан-Франциско. Именно здесь Оферт хочет разместить станции Better Place, которые будут использоваться для подзарядки такси с электроприводом.

Но и Tesla, и Better Place разрабатывают новые взаимопроникающие технологии. Так Tesla разработала Model S где предусмотрена съемная батарея. Планируется заявить опцию со сменными батареями в ближайшем будущем. Но пока неизвестны ни цены ни объемы опции. Не отстает и Better Place. Новый исполнительный директор Эван Торнли дал понять, что в фирме будут удалять внимание как моделям со стационарными батареями, так и со съемными. В Австралии клиенты General Motors могут воспользоваться сетью Better Place для подзарядки электромобилей. Для гибридных автомобилей Volt выпускаются домашние зарядные устройства.

Есть вероятность того, что рынок электромобилей станет той нишей, где хватит места под солнцем для обоих стандартов. Если подобное произойдет, то это будет своего рода прорыв в мировой экономике.

Источник

___________________________________________________________

Очень плохоПлохоНе плохоХорошоОтлично! (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...